НАЗАД

 

 

 Судьбоносная встреча

К 70-летнему Юбилею литературного объединения «Молодость»

 

Моя первая встреча с литературным объединением «Молодость» и с её руководителем  Мартышевым Евгением Фёдоровичем произошла 28 октября 2010 года. В этот день в областной библиотеке проходило очередное заседание литературного объединения, темой которого была  «Презентация сборника стихов Евгения Фёдоровича  «Облепиховый берег».

Видимо, судьба распорядилась так – я пришла случайно и…осталась. Я поняла, что попала именно в то общество, чего и искала много лет. Писала сама стихи, поздравления, оформляла на работе стенгазеты, юбилейные альбомы, у сыновей и в детских садах и в школах также занималась оформительской работой. Выпустила парочку «самиздатовских»  сборников стихов. Читала и много читала, в основном классику.

И вот я попала в этот Чудесный Мир Литературы!

Благодаря постоянным занятиям в литературном объединении я выпустила уже десять авторских книг.

Евгений Фёдорович – замечательный руководитель, я ему многим обязана. Он дал мне рекомендацию в Союз журналистов России, в Союз писателей России и в Петровскую Академию наук и искусств, а это просто так не даётся, значит, чего-то достигла! А всё благодаря, конечно же, его мудрому руководству.

Он постоянно следит за нашими работами, направляет  по правильному пути, как говорят – в нужное русло.

Каждую новую работу  я посылаю ему на проверку. Несмотря на нехватку времени,  он обязательно прочитает всю работу, укажет  на недостатки, отметит понравившиеся моменты, поправит и даже подскажет интереснейшие сюжеты, за что я ему премного благодарна. А когда  говорит: «Ты молодец, умница… пиши дальше»,  – это многого стоит! Как бальзам на душу! Хочется и дальше творить!

Таким и должен быть руководитель: где надо пожурить, где надо – похвалить. Как писал доктор русской словесности Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Его уникальная память поражает нас всех. Он может говорить о наших книгах, приводить на память целые эпизоды.

Он  ежегодно составляет План работ, в который входят такие темы, как Творчество наших Сибирских поэтов, не вернувшихся с войны, Юбилейные даты классиков, современников...  И мы учимся и работаем, работаем честно, добросовестно, стараемся не подвести своего руководителя.

Благодаря этим ежегодным планам, мы вспомнили стольких поэтов и писателей, и, притом, с полным разбором их творчества, а это немало!

Знакомясь или вспоминая творчество какого-либо поэта, я обязательно выучу парочку стихов, а это не только тренирует память, но и помогает расширить свой репертуар, так как приходится выступать и в школах, и в библиотеках, а также на своей Малой Родине в Краснозёрском районе. В моём репертуаре уже порядка ста стихов.

Читаю наизусть и стихи нашего руководителя, они у него легко запоминаются, поются. А бывает, откроешь чей-нибудь сборник, прочтёшь, а на душу ни строчки не ляжет. А у Мартышева  – хоть все наизусть учи!

А нас женщин интересует, что же пишут мужчины? Ну не всегда же о войне, о политике им писать!

Но в лирике Евгения Фёдоровича есть всё! Он патриот Родины и в разделе «Россия, Матерь моя! Русь» из его сборника «Невиданный цвет» чувствуется боль за нашу сегодняшнюю Русь!

 

А название сборника «Невиданный цвет» – интригует, значит, в ней что-то загадочное, неожиданное ждёт нас!

В начале книги наш знаменитый критик Алексей Горшенин сделал замечательный анализ, а нам остаётся только прочитать  и задуматься над многими строчками.

 Взять хотя бы тему «Любовь к женщине». Нам эта тема настолько близка, и как порой не хватает этой самой любви.

Евгений Фёдорович слишком откровенен в своих стихах, а для этого, я думаю, нужно иметь большое мужество. Распахнуть душу свою, не каждому дано!

А его строчки о Матери, полны любви, уважения, сострадания.

Пригласили как-то  нас  поэтов в одну из библиотек города почитать стихи детям о Матери к празднику. Но обязательно, чтобы стихи были оптимистическими, ведь это же дети!

Оказалось, что у нас у всех  грустные, ностальгические стихи.   А откуда им взяться – оптимистическим? Как сказала одна женщина – мы все уже сироты, возраст-то какой?

И решила я обратиться к «мужской» поэзии, и что же получилось – особого оптимизма не увидела: Николай Рыленков –  «Я помню руки матери моей»  –  грустно! Расул Гамзатов – «Трудно жить, навеки мать, утратив»; Валентина Дёмина – «Спешите делать добрые дела»; Эдуард Асадов –  «Письмо с фронта» …

И наш руководитель Мартышев ничем не отличился, также грусть, ностальгия, тоска и любовь, любовь, может быть, не полностью отданная…и желание – вернуть бы всё назад… и пишет Евгений Фёдорович в своих строчках:

 

…И я умоляю продлиться мгновения.

Пусть каждое будет не меньше, чем год!

Гляжу на окно в небывалом волненье:

Вон мама меня непутёвого ждёт…

 

И каждый из нас желал бы, чтобы мама ждала…, но такова жизнь…

 

У Евгения Фёдоровича тонкая душа, он не равнодушен ко всему живому. И болит эта тонкая душа, увидев втоптанные саженцы берёзы, из стихотворения «Берёзовые саженцы сажали…»  Видишь ли – несколько саженцев оказались лишними…

 

…И корни, словно скрюченные пальцы,

ощупывали слабо влажный грунт.

Ах, только до утра бы продержаться.

Не может быть, что люди не спасут.

 

Но день настал. За ним другой и третий.

А на четвёртый рядышком по ось

увяз автомобиль. Шофёр приметил

охапку подсыхающих берёз.

 

Под колесо немые хворостинки

упали. Исступлённо взвыл мотор

и… хрустнули берёзовые спинки,

как если бы на них упал топор…

 

 

А коршун из стихотворения «На окраине города…»,  вроде бы хищник, что жалеть, но с каким состраданием автор пишет, что старик-пьяница на чучело его поймал, а ведь коршун – тоже живое существо!

 

И тут же противоположная  картина, в стихотворении «Волк попал в капкан».  А наутро егерь, увидев скорбный взгляд волка, вздрогнул, что-то «всколыхнулось» в нём:

 

И случилось! Что-то вколыхнулось

в очерствелом сердце мужика.

Подошёл к матёрому, сутулясь,

из стального вызволил замка…

 

Автор, со своей тонкой и ранимой душой не дал своему «волку» погибнуть, а что же егерь?

 

И глядел во след полуодетый

Егерь, словно впавший в забытьё,

И махорку сыпал в клок газеты

не попав  ни крошкою в неё…

 

А вот и «Он» – этот «Невиданный цвет», который вырос в огороде – необыкновенной неземной красоты! Но помешал расти капусте, и срубили его дед с бабой…и сразу же…

 

Скрылись вдруг птицы

и  солнце на миг

погрузилось во мрак…

 

И опять мы видим тонкую, неравнодушную ко всему живому, душу автора, нашего учителя, Евгения Фёдоровича Мартышева.

Ещё академик Аверинцев говорил: «Поэт – это человек особенно впечатлительный, с особенно уязвимой душой».

 

Но особая тема в его творчестве – это Природа – она радует, врачует…

 

Забрёл я в колок. Рухнул на траву,

Прикрыл глаза, раскинул вольно руки…

 

И всё – вот оно – «очей очарованье!»

 

Филипп Сидни, английский поэт, дипломат, философ, общественный деятель, живший в IV веке, в своём труде «Защита поэзии» на примерах древних поэтов доказал, что стихи являются первоисточником света в невежестве. Он писал: «Стихотворение, как говорящая картина – увлекает читателя, интригует, облагораживает!» Он не отрицал божественного дара у поэта, но «дар», «талант» требует обработки, как и ум.

Вот этому-то и учит нас Евгений Фёдорович на встречах в литературном объединении. И его творчество служит для нас всех примером.

 

А любовная лирика Евгения Фёдоровича – это же музыка, пластика!

И недаром Проспер Мериме говорил: «Русский язык создан для поэзии, он необычайно богат и примечателен, главным образом, тонкостью оттенков».

  Какие удивительные строчки видим мы в стихах Евгения Фёдоровича, даже если это безответная любовь, предательство. Тяжело, да…, но автор пишет:

 

Я выживу! Я выживу! Я выживу!

Хотя б затем… чтоб снова полюбить.

 

И Евгений Фёдорович говорит, что «…Целителем является Любовь искренняя и беззаветная, вырывающая из объятий смерти самых безнадёжных, возвращающая смысл и радость существования утратившим веру в чудодейственную силу Божественного Промысла…»

Евгений Фёдорович, конечно же,  обладает природным литературным талантом, уникальной памятью, неимоверной добротой и сердечностью.

Бескорыстно работает с нами и  прилагает все усилия, чтобы и мы все совершенствовали наше мастерство!

За что мы ему премного благодарны!

14.01.2018г.

 

 

Татьяна Трофимова-Воронцова,

член корреспондент НРО ПАНИ,

член Союза писателей России, журналистов России,

зам. главного редактора журнала «Сибирский Парнас»

 

 ГЛАВНАЯ   ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА  НАЗАД   ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ  НОВОСТИ   ЧЛЕНСТВО В АКАДЕМИИ 

   .